Загадка Ван Гога

Гениальность и сумасшествие...

Эта тема всегда будоражила воображение обывателей и волновала умы исследователей всего мира. История жизни великого голландского художника Винсента Ван Гога — яркий тому пример.

Роковые передряги в его жизни начались с момента рождения — 30 марта 1853 года. Будущий художник явился миру день в день с рождённым за год до него старшим братом, прожившим всего 6 недель. Заменив родителям погибшего первенца, Винсент унаследовал и его имя. С тех пор определённая двойственность преследовала художника всю его недолгую жизнь. Он мечтал о семейном очаге и детях, но остался одиноким. Хотел дарить людям своё искусство, но в ответ получал лишь насмешки...

И продолжал бороться с душевной болезнью, заключив с ней своеобразный контракт. Поняв, что не может победить недуг, он высчитывал моменты обострений, чтобы по максимуму, с наибольшей отдачей использовать светлые периоды для работы. Кстати, на вопрос, чем же он был болен, до сих пор нет однозначного ответа. При его жизни речь шла в основном об эпилепсии.

В ХХ веке мнения учёных разделились. Проанализировав известные факты его жизни с позиции современной психиатрии, специалисты нашли у художника признаки шизофрении, о которой при жизни Ван Гога ещё не было известно: впервые эта болезнь была описана только в 1911 году. Были и те, кто считал, что душевный недуг художника — следствие нейросифилиса или менингоэнцефалита. Другие продолжают утверждать, что Ван Гог страдал эпилепсией.

Проблемы с психикой у Винсента отмечались ещё с детства: он был странным ребёнком, угрюмым и неразговорчивым, неуживчивым и вспыльчивым. Настолько, что отцу, пастору, пришлось забрать сына из школы, и лишь в 13 лет отдать на 3 года в пансион. Окончательное решение стать художником Ван Гог принял в возрасте 27 лет. Три года титанического труда ушли на постижение тайн мастерства. На период собственного творчества выпали короткие 7 лет, прерываемые в последние 1,5 года приступами болезни. А в 37 художник покончил жизнь самоубийством.

Пристрастие к абсенту окрасило картины мастера в жёлтый цвет.

Ван Гог пережил несколько тяжёлых депрессий. Пытаясь унять душевную боль, мучимый непониманием со стороны художников и отсутствием заработка (его содержал младший брат), Винсент пристрастился к «мутному ядовитому напитку» — абсенту.

Изумрудно-зелёная жидкость (Absinthe — от греческого aрsinthion — «непригодный для питья» из-за горького вкуса) — алкогольный напиток из экстракта горькой полыни с добавлением ряда других трав, содержащий 70% алкоголя, поначалу был известен как лекарство. В XIX веке абсент становится напитком богемы — поэтов, художников, актёров. Считалось, что он стимулирует творческий процесс. Однако в 50-е годы отношение к абсенту кардинально меняется: специалисты стали с тревогой отмечать, что после его постоянного употребления развивается так называемый синдромом абсентизма, проявляющийся в виде бессонницы, сверхвозбудимости, депрессии, галлюцинаций, тремора, нарушения координации, конвульсий (судорог) и др. В начале ХХ века абсент был запрещён во многих странах (в настоящее время употребляются безопасные варианты напитка). Было установлено: в абсенте содержится сильное галлюциногенное вещество туйон, образующееся в высоких концентрациях при получении экстракта полыни. К тому же туйон родствен активному компоненту марихуаны тетрагидроканнабинолу и обладает нейротоксическим действием.

Кстати, возможно, именно из-за пристрастия к абсенту в картинах Ван Гога так много жёлтого цвета. Подобное предположение сделал Пол Вульф из Калифорнийского университета: при передозировке повышающий работоспособность туйон способен изменять восприятие цвета — человек начинает всё видеть в жёлтых тонах.

Жёлтого в палитру художника могло добавить и другое вещество: в качестве средства от эпилепсии он начал принимать дигиталис, используемый сейчас очень ограниченно, только при определённой сердечной патологии.

Ван Гог сам попросился в приют для душевнобольных.

Как бы то ни было, пристрастие к абсенту не только окрасило картины Ван Гога в жёлтый цвет. Именно в период активного потребления изумрудно-зелёного напитка у Ван Гога появились «постоянные головокружения, обмороки и страшные кошмары», о чём он писал родственникам. Тогда же окружающих его людей стали поражать странности в поведении художника: то он был крайне молчалив, мрачен и замкнут, то необузданно весел. Таков Ван Гог на знаменитом портрете работы Тулуз-Лотрека: с опустошённым бокалом из-под абсента, весь — внимание и насторожённость, весь — натянутая струна.

Ещё более ярко о прогрессирующей болезни Ван Гога говорит парижский цикл из 23 его автопортретов, на которых он предстаёт «един во многих лицах». Переезд из Парижа в Арль — «к солнцу и теплу» — мало что изменил: у художника сохраняется тяга к абсенту, он много курит, плохо и нерегулярно питается, изнуряет себя работой и почти не отдыхает.

Трагической развязкой стал вошедший в историю эпизод с отрезанием уха, а точнее левой мочки и нижней части ушной раковины (художник покалечил сам себя). Кое-как остановив кровотечение, отмытый от крови кусочек уха Ван Гог в конверте передал своей неизменной подруге — девице лёгкого поведения Рашели со словами: «На память обо мне». Открыв конверт, та потеряла сознание, а хозяйка публичного дома вызвала полицию. Художник был помещён в палату для буйно помешанных психиатрической больницы. С тех пор приступы (с бредом, галлюцинациями, возбуждением, попытками отравления) стали постоянными спутниками Ван Гога. Правда, странные приступы заканчивались сами собой, болезнь не усыпляла его разума. Как только к нему возвращался рассудок, он принимался за работу и писал письма, обнаруживая полнейший самоконтроль и ясность ума. Осознав, что он болен, художник сам принял решение переехать в приют для душевнобольных. «Я должен без увёрток приспособиться к роли помешанного», — в отчаянии писал он брату.

Во время болезни художник оставался без помощи.

По иронии судьбы именно в самый трагический период жизни Ван Гог стал приобретать известность. Ещё в сентябре 1889 года на выставке независимых художников в Париже одна из его работ — «Красные виноградники в Арле» — была приобретена за 400 франков. Вышла и хвалебная статья о его творчестве. Однако сам художник, погружённый в свои проблемы со здоровьем, скорее испугался известности, того, что «некоторый успех выбьет его из колеи». К тому же он полагал себя не заслуживающим какой-либо похвалы. Многие свои полотна Ван Гог в отчаянии сам относил охапками старьёвщику, чтобы продать по цене использованного холста для тех, кто, по его мнению, писал лучше него.

Невысокого мнения о творчестве Ван Гога был и первый лечащий врач художника — практикант Феликс Рей, высказавший предположение об «особой форме эпилепсии» у Ван Гога. Знаменитый «Портрет доктора Рея», подаренный психиатру благодарным пациентом, вызвал такое неприятие у врача и его родственников, что пылился на чердаке, а затем закрывал дырку в курятнике. Спустя 11 лет, к несказанному удивлению доктора, картина была у него куплена за 150 франков. Самое удивительное, что с возрастом доктор Рей и впрямь всё более и более походил на свой портрет, который сейчас находится в Музее изобразительных искусств в Москве.

После доктора Рея знаменитого пациента наблюдали ещё два эскулапа — доктор Пейрон (в приюте Сен-Поль), который даже не был психиатром, и (после выписки из приюта) Поль Гаше — специалист по сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, свято веривший, что недуг Ван Гога — следствие длительного пребывания на солнце и отравления скипидаром — растворителем масляных красок. Всё время болезни художник, по сути, оставался без помощи. В приюте Сен-Поль для душевнобольных, где уход осуществляли надзиратели и монахини, питание было скудным и скверным, а лечение состояло в соблюдении режима и принятии ванн дважды в неделю. Да и принявший эстафету лечения Ван Гога доктор Гаше оказался не в силах помочь больному художнику. Но оптимизм доктора внушал ему надежду. В то время пугающие мастера приступы прекратились.

Тем неожиданнее был выстрел, произведённый Ван Гогом в себя 27 июля 1890 года. Пуля не задела сердца. Как знать, если бы после ранения художнику была оказана необходимая помощь, а не обычная перевязка, воля к жизни могла бы взять своё. Ведь, как утверждал сам Ван Гог, «неудавшееся самоубийство — лучшее лекарство от самоубийства». Увы, в ночь на 29 июля художник скончался. Без жалоб и стонов, со словами, обращёнными к брату Теодору: «Так будет лучше для всех». После своей смерти Ван Гог с лихвой рассчитался за помощь брата с его внуками — только одна, далеко не лучшая его картина «Заводы в Клиши» в 1957 году была оценена в сумму, в семь раз превысившую все затраты Теодора на поддержку своего гениального брата в течение 10 лет.

P.S. Гениальные люди редко имеют лишь один талант. Это утверждение в полной мере относится к Ван Гогу - великий постимпрессионист оказался еще и научным пророком!

В XXI веке ученые обнаружили скрытый смысл в картинах Ван Гога. Многие из поражавших его современников художественных приемов и деталей в действительности отображали как минимум три значительных явления наших дней – из области генетики, океанологии и астрономии!

Был ли он великим провидцем, подобно Леонардо да Винчи и Жюлю Верну, сумел ли «заглянуть» за горизонт или его кистью двигало само провидение? В любом случае, он оставил потомкам свое послание, содержащее загадки, адресованные, возможно, не только ученым. Но по порядку…

Из области генетики. Обессмертил мутацию подсолнухов.

подсолнухи. ван гогВ знаменитой серии «Подсолнухи» присутствуют весьма странные цветы, трогательные и прекрасные в своем сюрреалистическом уродстве. Обычный подсолнух – темный круг в обрамлении крупных золотых лепестков. А художник вместо оных изобразил растрепанную темно-оранжевую поросль, которая до последнего времени считалась проявлением буйной фантазии Ван Гога. Оказалось – нет. Ученые из Университета Джорджии (США) пришли к выводу, что в действительности художник скрупулезно обессмертил мутацию, которая иногда поражает растение. Один из авторов исследования, Марк Чапман, указал на причину, видоизменяющую лепестки цветка – гены семейства CYC, влияющие на строение цветков у астровых (родственников подсолнечника). Под их влиянием центральный диск становится крошечным, и растение теряет способность размножаться – насекомым нечего опылять.

Для получения «подсолнуха Ван Гога» генетики скрестили обычный подсолнух с полумутантным, т.е., с таким, у которого центральный диск не был полностью видоизменен. В результате выросли цветы как на картине. Ученые утверждают, что мутация, которую обессмертил гений, крайне редка и немедленно вымывается из популяции.

Таким образом, наблюдательность и художественная точность, я бы сказала, фотографический глаз исследователя, а также стремление запечатлеть все необычное, экстраординарное, спустя многие десятки лет разбудили творческую мысль ученых-генетиков, что, в свою очередь, позволило по-новому взглянуть на творчество гения.

Из области океанологии. Как бы из космоса «увидел» океанические течения.

Звездная ночь. Ван ГогНа картине Ван Гога «Звездная ночь» изображены огромные звезды, окруженные сферическими ореолами мерцающего света – бледно-золотые, раскаленные добела, они подобны струям, образующим водовороты. Специалисты НАСА, глядя на картину, обнаружили почти фотографическое сходство между полотном и моделью НАСА … океанических течений. Примерно так ведет себя вода в Мировом океане! В основу модели, построенной в рамках научного проекта ECCO2, созданной для изучения роли океана в изменениях климата, были положены снимки Мирового океана, сделанные из космоса. На этих снимках видно, что океан полон не только течениями, но и водяными вихрями. И эти вихри на поверхности воды, визуализированные специалистами НАСА, оказались один в один с вангоговскими водоворотами, запечатленными им в небе. Художник каким-то загадочным образом передал характер завихрений, которые спустя многие годы специалисты НАСА узрели из космоса.

Из области астрономии. Разгадал секрет феномена большой Луны.

Восход Луны. Ван ГогАмериканский астроном из Техасского университета Дональд Олсон обратил внимание на картину «Восход Луны». На полотне багровая Луна, выглядывая из-за вершины горы, освещает окрестности зловещим красно-оранжевым светом. Искусствоведы часто недоумевали – возможно, художник запечатлел восход Солнца и ошибся с названием? Но как проверить, ведь никто не знал точной даты написания картины. Олсон приложил немалые усилия, проведя собственной расследование, и установил, что написана она была 13 июля 1889 года. Астроном убежден – поздним вечером этого дня художник наблюдал так называемую «лунную иллюзию», то есть оптический обман, при котором кажется, что Луна увеличивается в размере. Если она висит над горизонтом, как в данном случае, то воспринимается примерно в полтора раза больше, чем та же Луна, будучи высоко в небе. Хотя установлено, что проекции ее на сетчатку глаза наблюдателя в обоих случаях равны между собой. Астроном дал и научное объяснение странным теням под горой. Ван Гог начинал писать картину вечером, а закончил ее уже ранним утром. То есть, была изображена Луна, восходящая вечером, и тени под горой, появившиеся уже на рассвете, - их отбрасывало восходящее Солнце.

Все специалисты убеждены в одном: несмотря на некую экстравагантность импрессиониста, позволявшего себе неестественно яркие цвета и искривления перспективы, художник никогда не искажал реальность. Дополнительное тому научное доказательство – астрономы специально изучили несколько его картин ночного неба, и убедились: каждая из них написана с астрономической точностью! И даже огромная звезда, изображенная на картине «Белый дом ночью», оказалась Венерой, которая в день (ночь) написания шедевра – 16 июня 1890 года - светила ослепительно ярко.


Интересно, чью еще ученую мысль побудят к исследованиям полотна Винсента Ван Гога? Я не удивлюсь, если последует продолжение…

Ласкова Наталья Борисовна, кандидат медицинских наук.